Пять сил конкуренции по М. Портеру

Коммутанты

(серые мыши) - маленькие, гибкие, легко под­страивающиеся к изменению рыночного спроса фирмы. Часто предлагают товары-имитаторы, товары-подделки. Не при­вязаны прочно к определенной области деятельности, легко просачиваются из одного рынка на другой. Обладают низкой устойчивостью.

Гибкость и приспособляемость составляют основу конку­рентной стратегии. Тип, очень характерный для российского рынка. Многие российские коммутанты, проводя рекламную кампанию в средствах массовой информации, даже не назы­вают характер своей деятельности (что, впрочем, встреча­ется все реже), поскольку готовы использовать любую новую возможность получения прибыли.

Патиенты

(хитрые лисы) -узкоспециализированные фирмы, хорошо освоившие одну из ниш (областей особых потребно­стей) рынка. Как правило, это не очень крупные организации, в течение ряда лет выпускающие продукцию определенного профиля. Конкурентная стратегия - основанные на узкой специализации низкие издержки и высокое качество товара. Российский рынок обогащается патиентным типом за счет приватизированных высокоспециализированных предприятий.

Виоленты

(слоны, львы - в зависимости от мобильности) -гиганты, мощь которых позволяет им осуществлять кон­троль над рынком, вернее, над его значительной долей. Кон­курентная стратегия - низкие издержки за счет экономии на масштабе и удовлетворение массового спроса покупателей. В российских условиях уязвимы от появления иностранных кон­курентов. Протекционистская политика правительства, за­щищая отечественные фирмы, одновременно подавляет сти­мулы для повышения качества, снижения издержек россий­ских товаропроизводителей.

Эксплеренты

(скорее всего, мотыльки - почти эфемерные создания) - фирмы, чьим конкурентным преимуществом яв­ляются инновации, новые технологии и товары. Часто слабо связаны с рынком, не имеют достаточных средств для его освоения, широкой маркетинговой деятельности. Более эф­фективно действуют как венчурные (рисковые) подразделения крупных фирм или их дочерние организации. *

4. Сила воздействия поставщиков.

Фирма конкурирует, то есть ведет экономическую борьбу, не только с себе подобными про­изводителями, но и со своими контрагентами-поставщиками, кон­курентами.

Сильные поставщики могут:

ÿ • повышать цену на свои товары;

ÿ • снижать качество поставляемых продуктов и услуг.

Сила поставщиков определяется:

ÿ • наличием крупных компаний-поставщиков;

ÿ • отсутствием заменителей поставляемых товаров;

ÿ • ситуацией, когда отрасль, куда осуществляются поставки, - один из неглавных заказчиков;

ÿ • решающим значением поставляемых товаров в ряду необхо­димых экономических ресурсов;

ÿ • способностью присоединить фирму-покупателя путем вер­тикальной интеграции.

5. Сила воздействия покупателя.

Конкуренция со стороны покупателей выражается:

ÿ • в давлении на цены в целях их снижения;

ÿ • в требованиях более высокого качества;

ÿ • в требованиях лучшего обслуживания;

ÿ • в сталкивании внутриотраслевых конкурентов друг с другом.

Сила покупателя зависит от:

ð сплоченности и концентрированности группы потребителей;

ð степени важности продукции для покупателей;

ð диапазона ее применения;

ð степени однородности продукции;

ð уровня информированности потребителей;

ð других факторов.

Перейти на страницу: 1 2 

Copyright © - 2024 - www.covermanagement.ru