Прозрачность деятельности компании и права инвестора на получение информации

Итак, в настоящее время большинство российских акционерных обществ можно отнести к категории информационно закрытых.

Исходя из этого, принципиальным шагом на пути снижения рисков инвестора является совершенствование системы раскрытия информации. Государство здесь должно требовать предоставления четкой и правдивой отчетности. В ином случае инвесторы будут лишены возможности принимать взвешенные инвестиционные решения.

В настоящее время наибольший интерес для инвестора представляет следующая информация:

результаты финансовой и операционной деятельности компании;

стратегия дальнейшего развития компании, ее планы в сфере инвестиционной, инновационной и производственной деятельности;

структура владельцев крупных пакетов акций;

информация о дополнительных факторах, способных оказать влияние на принятие решения (например, сделки между аффилированными лицами, соглашения между акционерами и т.п.);

организационная структура и принципы управления компании;

сведения об опыте и квалификации членов совета директоров, исполнительных органов общества, должностных лиц компании, а также о размере выплачиваемого им вознаграждения;

сведения о взаимоотношениях эмитента с наемными работниками, кредиторами органами государственной власти и местного самоуправления.

Полнота, достоверность и своевременность получения информации имеют ключевое значение для осуществления инвесторами своих прав. Недостаточная или неполная информация ухудшают функционирование рынка, повышают стоимость привлечения капитала и приводят к нерациональному распределению ресурсов.

Создание полноценной системы раскрытия информации предполагает:

внедрение в практику работы российских предприятий международных стандартов бухгалтерского учета;

усиление санкций, применяемых к руководителям предприятий за отказ в предоставлении информации и/или предоставление недостоверной информации;

детальную регламентацию порядка раскрытия финансовой и нефинансовой информации;

создание общедоступной единой информационной системы, в которой будет создана и систематизирована библиотека отчетов эмитентов;

совершенствование критериев существующей информации для инвесторов;

информационную поддержку специализированных изданий, рейтинговых агентств, центров раскрытия информации.

Очевидно, что действующий сегодня перечень информации, подлежащей обязательному раскрытию, требует пересмотра как по составу и объему раскрытия информации, так и по способам ее раскрытия. Связано это с тем, что ряд обязательных требований по составу раскрываемой информации могут нанести ущерб коммерческим интересам компании (например, информация о конкурентных условиях деятельности эмитента, его рынка сбыта, его основных или предполагающихся конкурентах). Кроме того, полнота и частота раскрываемой информации также должна зависеть от типа эмитента: более строгие требования должны быть введены в отношении эмитентов, чьи ценные бумаги включены в листинги фондовых бирж.

С другой стороны, ответственность за непредставление информации, предоставление недостоверной информации, должна быть существенно ужесточена.

Вопросы для самопроверки:

1. Почему нарушения прав акционеров на получение информации являются наиболее распространенными?

2. Кто является внутренним и внешним пользователем информации о компании?

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Copyright © - 2024 - www.covermanagement.ru