Построение организаций

Для того, чтобы учесть и отразить все эти различия в задачах, стратегических и оперативных планах организации, руководители используют различные системы департаментализации. Это понятие означает процесс деления организации на отдельные блоки, которые могут называться отделами, отделениями или секторами. Наиболее широко используемые системы департаментализации:

Первоначальный и простейший варианта бюрократической модели - функциональная структура организации(традиционная или классическая, поскольку она была первой структурой, подвергшейся изучению и разработке) Функциональная схема организации деятельности по-прежнему широко используется в компаниях среднего размера.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДЕПАРТАМЕНТАЛИЗАЦИЯ — это процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности. Поскольку организация делится на блоки, имеющие четко очерченные задачи, то в компаниях обрабатывающей промышленности это — разделение по технологиям массового производства .

Традиционные функциональные блоки компании — это отделы производства, маркетинга и финансов. Если размер всей организации или данного отдела велик, то основные функциональные отделы можно в свою очередь подразделить на более мелкие функциональные подразделения. Они называются вторичными или производными. Основная идея - максимально использовать преимущества специализации и не допускать перегрузки руководства.

Преимущества и недостатки функциональной структуры

Преимущества

1. Стимулирует деловую и профессиональную специализацию.

2. Уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях.

3. Улучшает координацию в функциональных областях.

Недостатки

1. Возможность конфликтов между функциональными областями в силу большей заинтересованности в реализации целей и задач своих подразделений, чем общих целей всей организации.

2. Слишком длинная цепь команд от руководителя до непосредственного исполнителя в большой организации.

Функциональную структуру целесообразно использовать в тех организациях, которые выпускают относительно ограниченную номенклатуру продукции, действуют в стабильных внешних условиях и для обеспечения своего функционирования требуют решения стандартных управленческих задач. Примерами такого рода могут служить фирмы, действующие в металлургической и резинотехнической промышленности, а также в отраслях промышленности, производящих сырьевые материалы. Функциональная структура не подходит для организаций с широкой номенклатурой продукции, действующих в среде с быстро меняющимися потребительскими и технологическими потребностями, а также для организаций, осуществляющих свою деятельность в широких международных масштабах, одновременно на нескольких рынках в странах с различными социально-экономическими системами и законодательством. Для организаций такого типа наиболее подходящей будет дивизиональная структура.

В дивизиональной организационной структуре деление организации на элементы и блоки происходит по видам товаров или услуг, группам покупателей или географическим регионам.

ПРОДУКТОВАЯ СТРУКТУРА.

При этой структуре полномочия по руководству производством и сбытом какого-либо продукта или услуги передаются одному руководителю, который являются ответственными за данный тип продукции. Руководители вторичных функциональных служб (производственной, технической и сбыта) должны отчитываться перед управляющим по этому продукту (рис. 12.2.).

Продуктовая структура позволяет крупной фирме уделять конкретному продукту столько же внимания, сколько ему уделяет небольшая фирма, выпускающая один-два вида продукции. Улучшается координация работ - вся деятельность по данному продукту находится под руководством одного человека. Возможный недостаток — увеличение затрат вследствие дублирования одних и тех же видов работ для различных видов продукции.

Если два или более крупных групп потребителей или рынков, имеющих четко определенные или специфические потребности, становятся особенно важными для фирмы, она может использовать ОРГАНИЗАЦИОННУЮ СТРУКТУРУ, ОРИЕНТИРОВАННУЮ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ, при которой все ее подразделения группируются вокруг определенных групп потребителей (рис. 12.3.). Цель - удовлетворить этих потребителей так же хорошо, как и организация, которая обслуживает всего одну их группу. (Большие издательства: подразделения, занимающиеся литературой для взрослых (общего чтения), юношеской литературой, учебниками для высшей и средней школы). Каждое из этих подразделений ориентируется на своего покупателя и действует как практически независимая компания. (Каждое из них имеет свой редакторский отдел, отделы маркетинга и финансов, производственный отдел). (В коммерческих банках основные группы пользующихся их услугами — это индивидуальные клиенты (частные лица), фирмы, организации (пенсионные фонды или университеты), трастовые фирмы, банки-корреспонденты (другие банки), международные финансовые организации). Преимущества и недостатки структуры, ориентированной на покупателя, в общем те же, что и у продуктовой структуры, если учесть различия, связанные с разной целевой функцией.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Copyright © - 2024 - www.covermanagement.ru