Двухфакторная теория Ф.Герцберга

Во второй половине 1950-х годов Фредерик Герцберг с сотрудниками разработал еще одну модель мотивации, основанную на потребностях. Они выделили следующие факторы, влияющие на отношение человека к работе:

Факторы теории Ф.Герцберга.

«Мотиваторы»

, вызывающие положительные по отношению к работе эмоции и связанные с деятельностью, которую выполняют индивиды:

«Гигиенические факторы»

, вызывающие негативные эмоции и имеющие отношение к обстоятельствам, сопутствующим работе:

Ø Достижения;

Ø Признание;

Ø Работа сама по себе;

Ø Ответственность;

Ø Продвижение по карьерной лестнице.

Ø Политика компании и администрирование;

Ø Инспекции и контроль;

Ø Заработная плата;

Ø Межличностные отношения;

Ø Условия работы.

Ф. Герцберг сделал вывод о том, что предопределяющие удовлетворение выполняемой работой факторы могут быть выделены и сгруппированы, поскольку они существенно отличны от факторов неудовлетворенности трудом. «Гигиеническая» внешняя среда и построенная на принципах справедливости политика менеджмента могут предотвратить недовольство и неудовлетворенность, но сами по себе не будут мотивировать работников. Для того чтобы добиться мотивации, руководитель должен обеспечить наличие не только гигиенических, но и мотивирующих факторов. Герцберг считает, что работник начинает обращать внимание на гигиенические факторы только тогда, когда сочтет их реализацию неадекватной или несправедливой. Маслоу же полагает, что если менеджер дает возможность рабочему удовлетворить одну из таких потребностей, то рабочий в ответ на это будет работать лучше.

Соотношение теорий потребностей А.Маслоу и Ф.Герцберга.

Теория А.Маслоу

Теория Ф.Герцберга

Самоактуализация

Уважение

Мотивирующие факторы

Социальные потребности

Потребности в безопасности

Физиологические потребности

Гигиенические факторы

Для эффективного использования теории Герцберга руководителю необходимо составить перечень гигиенических и, особенно мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать то, что они предпочитают.

Copyright © - 2022 - www.covermanagement.ru