Исследование управления посредством социально-экономического эксперимента

Понятие и виды экспериментов в ИСУ.

Принцип Питера Л. : порочность иерархической системы. В иерархии каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься до своего уровня некомпетентности.

Законы группового поведения :

1. закон неопределенного оптимума - восприятие людьми внешних воздействий различно и часто непредсказуемо, например, управляющий и работник

2. закон неадекватности отображения человека человеком - человек не может постичь другого человека

3. закон неадекватности самооценки - человек сам себя не познает до конца

4. закон расщемления смысла управленческой информации - то, что разработано на верхнем управленческом уровне (приказы), имеет тенденцию изменяться по мере снижения от одного иерархического уровня до другого

5. закон самосохранения - ведущим мотивом социального поведения человека является сохранение личного статуса, достоинства, уважения и т.д.

6. закон компенсации - поддерживает человека на определенном уровне, компенсируя его психологические, социальные и умственные недостатки

Эксперимент - пробы, опыт, общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях новых знаний о причинно-следственных связях между явлениями и процессами.

Эксперимент - критерий истинности гипотез.

Социальный эксперимент - метод научного познания, основанный на создании специальных для изучения изменения характеристик социального объекта под управляющим воздействием.

Если соц. эксперимент сопровождается экспериментом в области экономики, то они в комплексе представляют собой соц-экономический эксперимент.

Управленческий эксперимент - пробное внедрение управленческого нововведения с целью оценки возможный последствий.

Социально-экономический эксперимент как инструмент поиска новых средств достижения поставленных целей.

Социально-экономический эксперимент ставит задачи :

1. отработка более действенных методов или систем материального стимулирования и мотивации

2. уточнение распределения прав и ответственности в СУ

3. совершенствование порядка взаимодействия действий в СУ

4. задачи коммуникации или смыслового взаимодействия

5. задачи инженерной психологии - возможности и потенциал органов человеческих чувств

6. задачи взаимодействия человека и машины

7. задачи нововведения и проблемы их внедрения

Схемы постановки эксперимента :

I. Классическая схема постановки соц-экон эксперимента

Подразделение

Результат функционирования подразделения

Зафиксированные

до эксперимента

после эксперимента

изменения

1. Экспериментирующее

Э - текучесть кадров

Э'

Э' - Э

2. Контрольное (работает без эксперимента)

К

К'

К' - К

Эффект эксперимента

(Э' - Э) - (К' - К)

II. Корректирующая схема постановки соц-экон эксперимента или квази-эксперимент

Основные характеристики корректируемого эксперимента :

1. вводится усиление контроля путем введения двух групп подразделения, экспериментирующих и сравнения - для улавливания искажающего эффекта, на который воздействует сам процесс доэкспериментного измерения.

2. оба эти подразделения не подвергаются измерениям, что позволяет получить эффект в чистом виде

3. при расчете эффекта за основу берется значение параметров второго экспериментального подразделения после внедрения управленческого нововведения

4. данные о первоначальных параметрах второго подразделения приравниваются к среднеарифметическому значению первых двух групп, тогда искажающий эффект измеряется разницой изменений в параметрах первой и второй группы сравнения

Схема корректируемого эксперимента.

Подразделение

Результат функционирования подразделения

до эксперимента

после эксперимента

1-я группа

Экспериментальное подразделение №1.

Группа сравнения №1.

Э1

C1

Э1'

C1'

2-я группа

Экспериментальное подразделение №2.

Группа сравнения №2.

-

-

Э2'

C2'

Эффект эксперимента

Э2' - (Э1 + С1)/2

Искажающий эффект измерения

(С1' - C1) - [ C2' - (Э1 + С1)/2 ]

Перейти на страницу: 1 2

Copyright © - 2024 - www.covermanagement.ru