Предпосылки к реформе

Система стандартизации, сертификации и контроля, сформированная после распада СССР, за время своей работы показала неэффективность в решении многих задач. Недоверчивое отношение основной массы потребителей к производителю, неправомерные действия контролирующих органов, изнуряющая бумажная волокита при получении сертификата – все это не лучшая база для успешного развития отечественной промышленности. Многие из принципов, которые разработчики реформы планируют коренным образом изменить, достались нашему государству от старой экономической системы:

- государство и только государство отвечает за безопасность продукции и услуг;

- контроль производят органы, которым дано право устанавливать обязательные требования;

- превалирует отраслевой принцип управления;

- практически неограниченная власть исполнительных органов.

Во время Советского Союза на развитие и поддержание стандартизации тратились большие средства, что позволяло выпускать по 4000 стандартов в год. Это было эффективно и в экономическом отношении. В постсоветское время эта линия развития была потеряна. И в результате ежегодно в России появляется только около 400 стандартов. По ряду причин (в основном из-за недостаточного финансирования) снизилась активность технических комитетов по стандартизации. Из 358 зарегистрированных технических комитетов 103 за последние 4-5 лет не подготовили ни одного нормативного документа. Только 20 ТК разрабатывают по 20 стандартов в год. А потому средний возраст российского стандарта в среднем 15 лет, что не отвечает нуждам страны. Требуется коренным образом изменить ситуацию, инициировать разработку стандартов промышленностью, так как производитель лучше всех знает, что ему нужно.

Необходимостью стало реформирование системы контроля (надзора) в связи с ее малой эффективностью. Примером этого является ситуация, когда Международная конфедерация обществ потребителей в течение полутора лет вела активную переписку с Госстандартом, для того чтобы убрать с рынка пожароопасные кипятильники. В результате товар все-таки вышел из рыночного оборота, а продавцы были наказаны. Но время пребывания опасной для потребителя продукции в продаже наводит на определенные размышления. Система штрафов вместо своевременного изъятия небезопасной продукции является существенным нарушением прав потребителя. Кроме того, из-за отсутствия четко сформулированных в законах правил проведения контроля происходит дублирование процедур оценки соответствия различными органами исполнительной власти.

Коррупционность и существование административных барьеров являются значительной преградой на пути развития бизнеса, в том числе малого и среднего. Частично это возможно преодолеть существенным снижением объема нормативных документов, устанавливающих правила сертификации и проведения контроля. При введении единого закона и проверяющая сторона, и проверяемая будут четко знать круг обязательных требований. Соответственно будет проще предпринимателям защищать свои права в суде, так как разобраться в небольшой нормативной базе проще, чем в существующем сейчас ворохе документов.

Курс на вхождение во Всемирную торговую организацию (ВТО) стал так же толчком к реформированию системы. Для вхождения необходимо соответствие требованиям Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле. А в нашей стране до сих пор действуют принципы, категорически не принимаемые на западе. Это такие принципы, как:

1) совмещение в одной организации функций по сертификации и аккредитации;

2) совмещение в одной организации функций органа государственного контроля и органа по сертификации;

3) внебюджетное финансирование государственного контроля,

Естественно, негативное влияние всех этих подходов не только на международной арене, но и на общероссийской сказывается давно и постоянно. В частности из-за этих нарушений большинство российских систем сертификации не признается за рубежом. Без сомнений, это приносит существенный урон отечественному производителю.

Принцип совмещение в одной организации функций по сертификации и аккредитации закреплен по ряду причин в законе «О сертификации продукции и услуг». Согласно ему организации, выполняющие работы по обязательной сертификации, - органы по сертификации и испытательные лаборатории, аккредитуются на ведение данных работ теми же федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательными актами возложена организация и проведение работ, т.е. центральными органами соответствующих систем сертификации.

Перейти на страницу: 1 2

Copyright © - 2024 - www.covermanagement.ru