Несовершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усили­вается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монопо­лизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концент­рации промышленного производства под воздействием научно-техни­ческого прогресса. Профессор П. Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятель­ство: «Экономике крупного производства, возможно, присущи опре­делённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области тех­но­ло­­гического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просу­щество­вать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей».[1]

Термин «монополия» в буквальном смысле означает единственного продавца товара, но в современных условиях употребление этого термина вышло за рамки буквального понимания, и он используется для обозначения различных видов рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции.

Монополия – исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – прямая противоположность совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция характеризуется наличием монопольных цен и монопольных прибылей.

В экономической литературе даётся следующая классификация монополий:

1. С учётом охвата экономики выделяются:

a) Чистая монополия (один продавец, полный конт­роль над ценой);

b) Абсолютная монополия (находится в руках государства или хозяйст­венных органов);

c) Монопсония – тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определённого товара. Ограничивая свои закупки, покупатель обеспечивает себе монопольную прибыль за счёт потери части доходов продавца. Монопсония рассматривается как составная часть рыночной конкуренции.

d) Олигопсония – тип рыночной структуры, при которой существует группа поку­пателей определённого товара. Ограничивая закупки товара, покупатели обеспечивают себе монопольную прибыль за счёт потери части доходов продавца.

e) Олигополия – тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию. При олигополии могут иметь место три вида рынков:

1. Рынок, в котором действуют одноотраслевые торгово-промышленные фирмы;

2. Рынок, в котором несколько крупных поставщиков, не связанных никакими соглашениями, конкурируют между собой;

3. Рынок, в котором господствует группа корпораций типа «производственной пирамиды», в которой существует производственная связь в виде подетальной специализации.

Обычно термин «олигополия» используется при характеристике рынка, на котором функционируют крупные корпорации. Например, автомобильный рынок США с тремя корпорациями: General Motors, Ford и Chrysler.

f) Дуополия – тип рыночной структуры, при которой имеются только два производителя определённого товара и между ними отсутствуют какие-либо соглашения о ценах, рынках сбыта и квотах. Дуополия – наиболее простой случай олигополии. Например, на рынке микропроцессоров для персональных компьютеров на данный момент находятся два доминирующих производителя: Intel и AMD.

g) Билатеральная монополия (двухсторонняя монополия) – тип рыночной структуры, при котором возникает противоборство единого поставщика и единого (объединённого) потребителя. Такой рынок возникает при использовании электроэнергии, газоснабжения и водоснабжения.

2. В зависимости от причин возникновения различают:

a) Естественная монополия (ею обладают собственники и организации, владеющие редкими и не воспроизводимыми ресурсами, а также такие отрасли инфраструктуры, как общественный транспорт и т.д.);

b) Легальные монополии, образующиеся на законном основании (патенты);

Перейти на страницу: 1 2

Copyright © - 2019 - www.covermanagement.ru