Научно-методическая служба в системе управления библиотекой

Актуальность дипломного исследования определяется необходимостью пересмотра отношения к деятельности научно-методической службы (НМС) в системе управления библиотекой в связи с новыми социально-экономическими условиями, при которых значительно возросла роль НМС, выполняющего свою главную функцию квалифицированной методической помощи пользователям библиотеки. Рассматривается роль и место методического подразделения в организации работы крупной научной библиотеки. Анализируется инновационная практика ЦНСХБ Россельхозакадемии, ее документальная и концептуальная база.

Сокращение и переориентация методических отделов библиотек не означает прекращения методической деятельности. В соответствии со ст.20 Федерального закона «О библиотечном деле» (1994) оказание методической помощи библиотекам является одной из статусных характеристик центральной библиотеки. В действительности границы научно-методической (научно-организационной) работы расширились, появились новые направления и службы. Методисты от командного стиля перешли к стилю советов: научно-методических консультаций, рекомендаций, технологических разработок.

Методические отделы, используя зарубежный опыт, начали перестраивать свою работу в соответствии с новой концепцией управления - маркетингом. Одни отечественные библиотековеды (Б.Н. Бачалдин, Л.М. Инькова и др.) [№10] сетуют на то, что в таком случае в каждом научно-методическом отделе потребуются методисты, владеющие вопросами маркетинга, менеджмента, паблик рилейшнз, способные внедрять эти направления в соответствующих библиотеках и обучать им. По нашему убеждению ни один руководитель от таких методистов не отказался бы, тем более что бывший библиотечный вуз, а ныне Московский государственный университет культуры и искусств способен подготовить таких специалистов. Кстати, заведующие научно-организационными отделами не отказались бы и от экономистов, социологов, психологов, юристов, знающих к тому же особенности библиотечной работы.

Другие коллеги (С.А. Басов, И.М. Суслова) [№7, №49] определяют направление развития методической работы как процесса управления нововведениями и подводят к выводу о необходимости формирования независимых автономных методических центров, в составе которых должна функционировать группа библиотечного маркетинга. Причем управленческое консультирование предлагается осуществлять на платной основе.

Третьи ученые (Ю. Б. Авраева, Ю.Н. Столяров) [№1, №44] ратуют за методиста - «мастера на все руки», универсальность знаний, навыков и обязанностей которого - одна из определяющих особенностей профессии.

Изменение направленности методической работы в стране объективно обусловлено новым государственным устройством. Хорошо это или плохо, но в связи с процессами децентрализации, дезинтеграции, политической и финансовой нестабильности, научно-методическая работа все более превращается в разновидность консультационной деятельности. Именно эта форма методической помощи подтвердила свою жизнестойкость и гибкость. Задачи методистов остаются прежними, возможности - иными.

В изучении темы дипломного исследования, отражающего различные аспекты НМС, можно выделить следующие направления:

1. Реализация системы методического руководства в отечественном библиотечном деле.

2. Развитие научно-методической службы библиотек на современном этапе.

3. Деятельность научно-методической службы Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки Россельхозакадемии (ЦНСХБ).

Научная задача дипломной работы заключается в том, чтобы, исследовав процесс НМС, оценить современное состояние НМС в отечественных библиотеках и показать как эта служба функционирует в ЦНСХБ.

Указанная задача интерпретировалась в следующих вопросах:

1. Выявление предпосылок возникновения НМС.

2. Изучение становления и характеристика современного состояния и проблем НМС.

3. Уточнение терминологии и определения НМС.

Методологическую основу исследования составили идеи ведущих отечественных библиотековедов, а также специалистов ЦНСХБ, по проблемам научно-методической работы.

Этим вопросам посвящены работы Бачалдина Б.Н., Гриханова Ю.А., Клюева В.К., Кормишиной Г.М., Столярова Ю.Н., Суворовой В.М., Сусловой И.М., Фенелонова Е.А., Фирсова В.В. и другие.

Источниковой базой исследования стало Государственное научное учреждение Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки Россельхозакадемии. В ходе исследования использованы нормативные документы ЦНСХБ и НОО, фонд методического кабинета, опыт работы в научно-организационном отделе в качестве заведующего сектром маркетинговых исследований ЦНСХБ Россельхозакадемии.

    Copyright © - 2019 - www.covermanagement.ru